Таинство соборования (елеосвящения)

ТАИНСТВО СОБОРОВАНИЯ (ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ)Елеосвящение есть Таинство,

в котором при помазании тела елеем

призывается на человека благодать Божия,

исцеляющая немощи душевные и телесные.

«Пространный христианский катехизис»

 

Человек, над которым совершается Таинство Елеосвящения, должен исповедывать православную веру, прежде елеосвящения приготовляется к Таинству покаянием и исповедью и после или прежде Елеосвящения приобщается Святых Тайн. Таинство Елеосвящения, как врачевство, может быть повторяемо.

Елеосвящение совершается в собрании, или в церкви, или дома, среди собрания людей. Притом Святая Церковь желает, чтобы при совершении Таинства Елеосвящения (или молитвомаслия) был собор пресвитеров. Отсюда Таинство Елеосвящения именуется «Соборованием». Семь пресвитеров назначается потому, что при Елеосвящении бывает семь чтений из Евангелий, семь молитв и столько же помазаний. Здесь же седмеричное число избрано в знак семи даров Святого Духа в подражание числу молитв пророка Илии, которыми он заключил небо на три года с половиною (3 Цар. 18, 43), сообразно числу семикратного погружения Неемана в воду Иорданскую, после чего он очистился (3 Цар. 5, 14). Но Церковь допускает совершение Елеосвящения трем и двум пресвитерам. В крайнем же случае дозволяется совершение таинства и одному священнику, с тем однако же, чтобы он совершал его от лица собора священников и произносил все молитвы, сколько их есть, и совершал семь помазаний.

При совершении Таинства Елеосвящения ставится стол и на нем блюдо с пшеницею, зерна которой служат изображением зародыша и новой жизни — выздоровления, а также жизни по смерти тела — воскресения (Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36 -38). Поверх пшеницы ставится кандило праздное (сосуд), в который вливается елей, служащий видимым знаком благодати исцеления (Мк. 6, 13), и вино, в знамение крови Христовой, излиянной на Кресте для спасения людей. Елей должен быть чистый, без примесей. Соединение елея с вином делается в подражание тому врачевству, какое употребил для болящего самарянин (Лк. 10, 34; Новая Скрижаль, ч. 6, гл. 14 § 5). Около сосуда с елеем водружаются в пшеницу семь стручьев, обвитых бумагою (хлопчатою), к помазанию. Обыкновенно сюда же вставляют семь зажженных свечей. На столе, кроме того, полагается Евангелие и Крест. Священники в фелонях становятся около стола; они, равно как и все присутствующие, имеют зажженные свечи. Первый из священников, окадив стол и всех людей, и обратясь к востоку, начинает возгласом: «Благословен Бог наш».

Просмотрено (61)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *